Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?

Кто виноват…

Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.

В. Маяковский

«Теории» / 05.03.2023

Ах, отлично понимаю, что ступаю на тонкий лед, но никак не могу отказать себе в удовольствии поговорить опять о ней – о женщине. Точнее поговорим сразу о нескольких — первых. Каковы они первые женщины и что принесли этому миру?

Прежде всего считаю своим долгом напомнить: Танах и Ветхий Завет – суть одно и то же. С той разницей, что Танах – священная книга иудеев. Христиане называют ее Ветхим Заветом, что звучит слегка оскорбительно, но сейчас не об этом. Поскольку обе религии авраамические, то сходство на уровне истоков не вызывает, надеюсь, ни у кого диссонанса.

Сходятся, то они сходятся, но как водится не во всём. Так имя первой женщины христиан назовет без труда практически каждый – Ева! И каждый тут же припомнит главное ее свершение. Первая женщина сподобилась сорвать плод из древа познания, совратить мужа и тем навсегда закрыть ворота в рай. Уже возникает нехорошее ощущение?

Но идем же дальше. Первую жену Адама, а значит и первую женщину, согласно Танаху звали Лилит. История ее сотворения похожа на историю сотворения Евы. Мужчине стало скучно и он попросил Творца создать ему жену. На что милостивый Господь согласился и создал, но не кроткую женщину из ребра, а пламенную бестию. Та тут же отказалась служить мужу и покинула его. Три ангела пустились догонять непокорную бестию, с ними она тоже спорила, за что и была наказана. Как? – вот тут вопрос. По одной из версий, Господь обрек Лилит порождать демонов. Ну, не прелесть? Оказывается всевозможные демоны, бесы и бесята – все это детки первой женщины. Словом, как не крути, а Адаму с женами не везло.

Не повезло с женой и Эпиметею, несчастный умный задним умом, правда, пострадал в том числе и из-за брата. А дело было так. Прометей ослушался Зевса и подарил людям огонь. Существует несколько версий мотивации его поступка, но мы не будем вдаваться в подробности. Зафиксируем лишь тот факт, что согласно древним грекам, человечество пережило пять эр, пять веков. “Золотой век” люди провели на Олимпе среди бессмертных, так как и сами были вечно живущими. “Серебряный век” ознаменовался неприятностью – люди стали смертными, но продолжили жить на Олимпе. И вот на исходе этих времен, в канун нового – “Бронзового века”, когда люди спустились с небес на землю, Прометей и принес огонь.

Проделки Прометея Зевса разозлили не на шутку. Наказав зачинщика, Громовержец перешел к людям. И что придумал? Создал женщину, заставил всех богов наделить ее понемножку разным и послал с ящиком, по другой версии сосудом, к Эпиметею. Барышня приглянулась брату Прометея. Естественно любопытство сделало свое дело и она открыла заветный ящик, к слову опять же нарушив волю Зевса. Оттуда, как нам всем известно, вырвались все беды и лишь надежда осталась на дне, когда неразумная Пандора захлопнула крышку. Как видите – опять женщина и беды идут рука об руку.

Но главная прелесть даже не в этом. Дело в том, что два лучших своих века человечество, если верить древним грекам, прожило просто чудесно без единой женщины. Вечно живущие люди Олимпа все были мужчинами. И только преступление Прометея заставило Зевса послать худшее из наказаний – женщину. С собой в качестве приданного она принесла и другие проблемы, до сели никогда не касавшиеся мужчин.

Ну, что тут сказать? Грустно. И не ясно, почему Герцен так долго допытывался: “кто виноват?” Ответ на вопрос ведь очевидный.

Возможно, вы ожидаете от меня “но”. Так вот его не будет. Сколь грустно мне не было бы это сознавать, но я и правда думаю, что большинство бед в жизни мужчин происходит из-за женщин. Простого первобытного рая им уже никогда не вернуть. С появлением дам, приходится изобретать, доказывать, спорить и воевать. Тыкаться, наугад пытаясь найти вход в рай познания.

Дуальность – тяжкое бремя. И это бремя было ниспослано нам свыше: какую легенду или миф не возьми, становится очевидно, что боги планировали сорванное яблоко, бунт непокорной или открытие сосуда с несчастьями. Это замысел, суть которого мы не разгадали, но подобно Сизифу обречены разгадывать каждый день. И, если мужчинам удобно считать, что во всём виноваты женщины, то и ладно – не жалко.

Только кажется мне, что пусть даже верный ответ на ненужный вопрос ничего не дает. И куда более нужным было бы не спрашивать: “кто виноват?” и даже не “что делать?”. А “для чего так?”. Для чего так устроено, что мужчины уничижают более всего тех, кого любят? Или, дорогие мужчины, вы на самом деле не любите нас? В таком случае спешу напомнить: надежда осталась на дне закрытого ящика – вам от нас никуда не деться, постигать сложную науку любви все же придётся.

Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?