Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?

Варвар: роль лошади в истории

«Ах, как я бы бегал в табуне,
Но не под седлом и без узды».

Владимир Высоцкий

«Условия» / 07.12.2020

В этой моей статье будет только один главный герой, остальные — фон… Но начнем с короткой предыстории.

В охваченной предвкушением революции Российской Империи было множество организаций и кружков. В них молодые решительные ребята и девушки занимались планированием того, как они «старый мир разрушат». Среди прочих, активно работали и чайковцы — группа, так скажем, активистов революционного движения. Название кружка происходит от имени лидера и идейного вдохновителя. Нет, не Петра Ильича, а Николая Васильевича Чайковского, не путайте, пожалуйста, с композитором.

В 1872 году к чайковцам примкнул сам граф Петр Кропоткин, на тот момент ученый-географ, а в будущем — известный теоретик анархизма и культовая личность. А уже в 1874 году начались массовые аресты кружковцев, не остался без внимания со стороны охранки и граф. В тюрьме он провел два года, и был уже практически при смерти, когда его перевели в тюремную больницу.

Вот тут-то впервые мы и встретимся с моим героем. Ему дали кличку Варвар, поговаривают, что из-за несносного характера. Он был чемпионом на скачках, и да, речь идет о вороном коне, но карьера победителей редко бывает долгой, и Варвара продали за умеренные 2,5 тысячи рублей. Продали не кому-нибудь, а именно чайковцам.

Кропоткин, вместе с товарищами, спланировал очень дерзкий, и даже романтический, побег из тюремной больницы. Но для реализации задуманного понадобилась очень быстрая лошадь, которая  унесла бы  героя революции в светлое будущее. Варвар с поставленной задачей справился отлично.

Следующим громким делом стало убийство жандарма Николая Мезенцева. В 1878 году революционеры, из другого кружка — «Народная воля», приговорили Мезенцева к смерти за то, что он выполнял свой служебный долг с особым рвением. На дело отправились народники Баранников и Кравчинский, последний смертельно ранил жандарма кинжалом. Но поднялся страшный переполох, мстителей едва не поймали, однако же Варвар смог унести их с места преступления, обогнав лошадей охранки — истинный чемпион!

Поворот на 180 градусов в карьере Варвара случился из-за неудачника. Александр Соловьев в 1879 году пять раз стрелял в гуляющего Александра ІІ, но так ни разу и не попал. При задержании революционер пытался покончить с собой, но и это ему не удалось. Следствие по делу установило связь Соловьева с доктором Веймаром, который не только купил револьвер (тот самый из, которого не попали в царя), но и помогал чайковцам купить коня. Веймара отправили на каторгу, а Варвара призвали на службу в охранку.

И вот, 1 марта 1881 года в карету Александра ІІ Николай Рысаков бросает первую бомбу: убито 20 человек, но царь лишь слегка ранен. До сих пор для историков загадка: почему Александр ІІ не скрылся с места происшествия? Царь остался: осматривал раненых, пытался разобраться в обстановке, а в это время подоспел второй революционер — Игнатий Гриневицкий. Он бросил еще одну бомбу, которая практически оторвала Александру ІІ ноги.

Единственное предсмертное желание Александра ІІ было умереть во дворце. Вот тут-то и пригодился стремительный Варвар. Вороной оказался действительно хорош — успел! Успел отвезти истекающего кровью царя в Зимний дворец.

Судьба благородного коня со строптивым характером сложилась так, как складываются многие судьбы талантов: их используют в своих целях различные властители и идеологи. А ведь по природе своей Варвар имел только один идеал — спасать, и только ему и служил.

P.S.: Неприкасаемый: Великий Сансон

Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?