Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?

Сложно быть христианкой

Оживление мощей святого битла,

вернисаж забытых святынь.
Ты бьешься о стену с криком «She loves you»,

 но кто здесь помнит латынь?

Борис Гребенщиков

«Теории» / 02.12.2019

Думающему человеку сложно даются две вещи: быть атеистом и быть религиозным. Проще всего быть верующим, но тогда возникают сложности с описанием и классификацией этой самой веры. На простой вопрос уже не ответишь – «Я православная» или «Я буддистка». Приходиться прокручивать в голове десятки тезисов той синтетической религии, в которую, подобно шизофренику, веришь только ты один. И в итоге отвечать – «Все сложно».

Вообще религия в современном мире находится в довольно пикантном положении. С одной стороны – люди, как и тысячи лет назад ищут ответы и хотят чуда, а с другой – ну, сложно понять и принять доктрины, которые так себя скомпрометировали. Век информации многим открыл глаза на нелепости и нестыковки во всех учениях, кроме того уже очевидно, что извечный бой религии и науки – первая проиграла.

Вот и приходиться быть «нео-каббалисткой» – то есть брать от каждого понемногу, где-то ссылаться на первую заповедь, где-то на законы кармы, а где-то на вне-геномное наследование. Я это к тому, что не хочу оскорбить ничьи религиозные чувства, но и пройти мимо фактов тоже мне не под силу.

Итак, в этой статье речь пойдет о Святой Варваре, точнее – о ее мощах, а еще точнее – о частях ее мощей. Вот, уже звучит жутко!

В 306 году молодая (по легенде очень красивая девушка) из Илиополя Финикийского (сейчас город Баальбек в Ливии) по имени Варвара была казнена за то, что приняла христианство. Обстоятельства ее казни, путем усечения головы, стоят отдельной ремарки. Отец Варвары был аристократом и приближенным римского императора Максимиана, узнав о том, что дочь крестилась, он сам привел ее на суд. Вероятней всего, положение было ему дороже дочери, ведь только так можно объяснить подобное рвение служить престолу. Максимиан подвиг оценил своеобразно – заставил отца самого решать судьбу дочери и самого же приводить приговор в исполнение, в общем, папа стал и доносчиком, и палачом. Ирония судьбы заключается в том, что уже в 380 году христианство становится официальной религией.

Но история моя не столько о смерти, сколько о посмертной «биографии» Святой Варвары. Первое непонимание вызывает тот факт, что Варвару вместе с Иулианией, которая пожалела Варвару и также стала жертвой, похоронили в Галисии (сейчас Испания). А два храма, еще до 4 века уже имели мощи Варвары: один в Эдессе (Месопотамия), второй в Константинополе (сейчас Турция).

В 4 веке мощи перевезли в Константинополь, а дальше началась череда странных и сомнительных подарков.  Часть мощей получил в качестве свадебного подарка венецианский дож, и они стали священной реликвией Венеции, бесконечно путешествующими от одного храма к другому (где-то 1005 год). Вторая часть мощей попала в Венецию значительно позже —  в 1258 году, а в 2003 году отправилась в Грецию. Что же касается головы, то она хранилась в Константинополе до 1349 года, а сейчас ее следы затерялись. Но это все только история католички Варвары, точнее ее католических мощей.

Есть и православная версия, еще более путаная, и тоже без головы (ну, жуть!). В 988 году Владимир принимает историческое решение – крестить Русь и для закрепления отношений с церковью берет в жены византийскую царевну Анну. Она, по версии номер один, привозит приданое – мощи Святой Варвары.

Версия номер два гласит, что мощи получала в качестве приданого Варвара Комнина во время ее замужества с правнуком Владимира – Святополком в 1103 году. Святополк (в крещении Михаил) строит Михайловский собор, куда и помещаются святые «останки». И тут, казалось бы, все сложилось, вот только согласно историческим сводкам, у императора Алексея І Комнина не было дочери по имени Варвара, а князь Святополк никогда не был женат на женщине с таким же именем.

Есть третья версия из области «необъяснимо, но факт», согласно которой мощи из Константинополя передали Киеву на хранение во время нашествия татар, мол, Византия не была уверена, что сможет сохранить реликвию. Кто, зачем, как, кому передавал? – не ясно. Кроме того, в этот же период мощи Святой Варвары якобы уже были в Михайловском соборе и их спрятали под лестницу, все от тех же татар, а нашли спустя несколько сотен лет.

Далее чуть проще: мощи хранились в Михайловском, потом были переданы в Киево-Печерский музей-заповедник, потом – во Владимирский собор.

Но проблема в том, что речь идет о мощах без головы и кистей рук. Левая кисть попала в 17 веке в Польшу, затем в Луцк. Была украдена, раздроблена и продана по частям. И совсем уже издевательский факт: в 17-19 веках очень популярным киевским сувениром были кольца Святой Варвары. Многочисленные украшения укладывали в раку с мощами без кистей рук и «заряжали», затем продавали.

И вот как после всех этих издевательств над телом, сомнительных подарков и таких же сомнительных сувениров, я должна себя чувствовать? Я, крещеная по православному обряду, рожденная 17 декабря в День Святой Варвары, как?

 

Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?