Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?

17/11

I hear a very gentle sound

With your ear down to the ground

We want the world and we want it,

We want the world and we want it, NOW!

The Doors

«Условия» / 14.11.2019

Помните студенческое время? Ночные гулянки, сигареты, выпивка и первый секс. Как ни странно, именно этот короткий перечень и остается в памяти у каждого нормально студента, реже в него попадает еще пара-тройка странных преподавателей (независимо от того, хорошие они были или плохие), несколько близких друзей, которые останутся на всю жизнь.  

Студенческие годы — это непрерывная борьба самоуверенности и ощущения полной бесправности. Именно этот коктейль и порождает повышенную социальную активность и пониженную социальную ответственность. Студенты бунтуют; вместо того, чтобы сходить с ума от количества информации и каждый день открывать для себя что‑нибудь новенькое, студенты выходят на улицы. Проблема ли это?..

Год 1939, не самый простой в истории человечества. Несколько сотен студентов и преподавателей вышли на улицы Праги, чтобы отпраздновать годовщину образования Чехословакии. Мероприятие пришлось не по вкусу оккупационным нацистским властям, и демонстрантов силой разогнали, один студент погиб. Далее снежный ком событий разворачивался стремительно: похороны студента превратились в протесты, протесты повлеки за собой аресты, аресты закончились концлагерями и расстрелами.

Год 1973, другие студенты, на этот раз в Афинах, снова выходят на демонстрацию. Они в буквальном смысле слова баррикадируются в здании университета, начинают вещание по студенческому радио. Требования предельно простые, что‑то вроде: «хлеба, зрелищ и смены власти». По итогу, на призыв студентов подтягиваются новые и новые студенты, и площадь превращается в очаг народного восстания. Власти решают разогнать демонстрантов и взять здание университета штурмом. По итогу: танки в центре города, два часа спецоперации и более 20 погибших.

Год 1989, другие студенты, но страна так же — Чехословакия. Они выходят, спустя 50 лет, чтобы почтить память первых погибших студентов и выказать презрение уже побежденному нацизму, но по дороге их мнение меняется — теперь они против коммунистов. Восставших утихомиривает полиция, избивая больше полутысячи активистов. На следующий день вся страна охвачена революцией.

Подобных историй масса, но эти три произошли 17 ноября и стали основой для самого безобидного, пьяного и веселого праздника — Международного Дня студента. Наверное, с миром все же что‑то не так, если студенты совершают не революционные открытия в науке, а жгут покрышки и собственные жизни. Наверное, что‑то не так, если повод выпить — смерти, пусть даже и 80‑ти летней давности. Наверное, что‑то не так, если судьбы стран решают самые неопытные ее граждане…

 

Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?