Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?

Спорная премия для бесспорного гения

Я не чувствую никакой ответственности за тех,

кто называет себя моими поклонниками.

Я чувствую ответственность только за то,

что я создаю, а созданием поклонников я не занимаюсь.

Боб Дилан

«Взгляды» / 13.09.2017

Краткая история Нобелевской премии по литературе в лицах: Генрих Сенкевич, Ромен Ролан, Бернард Шоу, Томас Манн, Джон Голсуорси, Герман Гессе, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Альберт Камю, Борис Пастернак, Боб Дилан.

Литература нужна именно для чтения

Не думалось мне, что я доживу до момента, когда с полным правом смогу сказать: «я слушаю классика литературы». Да, я спорщик и сноб, но все же литературу читают, главное условие литературы — необходимость читать. Правда, аудиокнига переживает подъем, но разница восприятия огромна. Попробуйте взять два рассказа одного автора или две главы романа, одну прослушать, вторую прочесть. И в том, и другом случае вы получите и некое представление, и некоторую информацию. Но свойства будут кардинально различны, способ восприятия накладывает отпечаток на суть воспринимаемого. Таким образом, я настаиваю на необходимости самостоятельного прочтения литературы без озвучивающего, интонационно довлеющего посредника.

При таких моих взглядах шок от вручения Нобелевской премии Бобу Дилану огромен! Нет, песни его талантливы, тексты, насколько я могу судить, бесподобны, но это не литература.

И эта статья не вопль о справедливости, а попытка вскрыть явную, но замалчиваемую проблему. Общественное сознание путает безграничность и беспредел. В попытке бунта против ограничений свобод, ребенка выплеснули вместе с водой. Культура начала 21 века не раздвигает границы, нет. Она разрушает системы и подменяет понятия. Раздвинутые рамки в литературе — это присуждение премии автору, который, к примеру, являет собой новый, пусть даже не для всех приемлемый жанр. Как, например, в свое время экзистенциалист Сартр и его «Тошнота». Неудобный во всех отношениях автор: новатор, коммунист и гей. Но дать премию музыканту в области литературы это уничтожить само представление человека о рамках, законах, координатах. Это как если бы математики сравнивали 0 и яблоко, сказав, что яблоко больше, потому что зеленое.

Формулировка Нобелевского комитета

При этом умиляет формулировка: «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». Давайте разбираться:

Во-первых: Нобелевскую премию по литературе редко дают поэтам. Основания просты: ни уважаемый Нобелевский комитет, ни читатели разных стран просто не могут оценить дарование поэта, так как не могут прочитать на языке оригинала. В стихах же очень важен не только смысл, но и форма, ритмика, рифма. Например, И. Бродскому присудили премию не за поэзию, как бы это было бы ни странно, но за творчество вообще. То же касается и Б. Пастернака, который получил награду за роман «Доктор Живаго», но никак не за стихи.

Формулировка Нобелевского комитета в отношении И. Бродского была такой: «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Чувствуете тонкость – «страсть к поэзии», «всеобъемлющее творчество».

Во-вторых: казалось мне, что премия международная, мировая, а значит и вклад должен быть соответствующим. Ни у одного лауреата не встречала я такой узкой формулировки «американской песенной традиции». Были отсылки на вклад в мировую литературу, в культуры цивилизации, но только лишь об одной стране речь не шла.

«За то, что Леклезио пишет «о новых направлениях, поэтических приключениях, чувственных восторгах», он — «исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации» (Гюстав Леклезио).

«За то, что в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур» (Орхан Памук).

«За то, что в своем творчестве Кертеш дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность» (Имре Кертес).

В-третьих: никто не спорит с тем, что Боб Дилан гений, но спор о том, гений ли он литературы. Можно ли в отрыве от голоса и музыки наслаждаться его стихами каждому жителю этой планеты или все же посредник в виде плеера все же нужен?..

Если не я для себя, то кто для меня?
Но если я только для себя, то зачем я?